Инновационное развитие энергетики в россии на базе концепции smart grid: оценка возможностей
В большинстве индустриально развитых стран в качестве основополагающего решения проблем, связанных, с одной стороны, с постоянно растущим уровнем и характером требований к результатам деятельности отрасли всех заинтересованных сторон, а с другой — внутренними проблемами функционирования энергетики, принят переход на путь инновационного развития электроэнергетики, заключающийся в радикальном изменении системы взглядов на ее роль и место в современном и будущем обществе. Новая система взглядов, определяющая требования к электроэнергетике будущего, подходы к их обеспечению путем создания необходимой для этого совокупности определенных функциональных свойств энергосистемы, принципов и их способов реализации (технологического базиса), нашла свое отражение в концепции Smart Grid — «умная энергосистема (сеть)».
Появление новой концепции и широкомасштабные работы по ее реализации в индустриально развитых странах, принявших ее как основу своей национальной политики энергетического и инновационного развития, должно, по нашему мнению, несомненно, учитываться и при развитии отечественной энергетики. По сути, Россия получила как технологический, так и политический вызов со стороны мирового сообщества, не реагировать на который в данной ситуации — значит запрограммировать российскую энергетику на экстенсивный, неэффективный путь развития и потерю в рассматриваемой перспективе потенциальных технологических и экономических преимуществ, а также попадание в еще большую зависимость от зарубежных технологий и разработок.
Принципы и механизмы реализации концепции Smart Grid в существенной степени определяются спецификой и характером спектра отечественных, а также наличием необходимых предпосылок:
Стартовые условия:
- энергетическая система в России изначально строилась как единая, в рамках которой получено успешное решение целого ряда задач, поставленных за рубежом в рамках развиваемой концепции;
- наличие существенного «технологического разрыва» с ведущими индустриально-развитыми странами (по оценке экспертов 10-15 лет);
- износ основных производственных и технологических активов оценивается в 2 раза выше, чем за рубежом.
Организационно-экономические условия:
- отсутствует эффективный центр координации и механизмы комплексного управления функционированием и развитием отрасли, в первую очередь технологическим;
- разделение сфер ответственности и принятия решений в энергетическом секторе.
Общественно-политические условия
- заявленный политическим руководством безусловный переход страны на модернизацию и инновационное развитие;
- приоритетность повышения энергоэффективности, как ключевого направления модернизации и инновационного развития;
- достаточно прослеживаемая связь с национальными проектами и программами.
Технологические условия
- топология, используемые классы напряжения географические и режимные условия, способы управления и т.п., действующая нормативно-технологическая база в ряде позиций существенно отличаются от зарубежных.
- в мегаполисах и крупных городах дальнейшее развитие генерации за счет строительства крупных электростанций уже невозможно;
- отсутствие резервов мощности в распределительных сетях на центрах питания вызывает необходимость приближения генерации к потреблению;
- ненадежность изношенного оборудования и недостаточная достоверность прогнозирования нагрузки энергосистем ведет к завышению резервной мощности.
Инфраструктурные условия
- отсутствие целостной системы взаимодействия науки и бизнеса;
- отсутствие в топливно-энергетическом комплексе развитой инновационной инфраструктуры (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.).
Анализ показывает, что в России есть вполне достаточные предпосылки для развития этой концепции, которое должно рассматриваться как целый комплекс взаимосвязанных задач: научно- технологических, бизнес-задач (определяющих стратегии развития компаний и регионов), экономических (обеспечивающих повышение экономической эффективности как энергетического комплекса, так и других отраслей) и социальных (связанных с созданием новых рабочих мест) и т.д.
В этом случае, развитие концепции Smart Grid может, с одной стороны, выступить базой для организации эффективной системы взаимодействия науки и бизнеса в области энергетики и не только (учитывая ее потенциально межотраслевой характер) и развития соответствующей инновационной инфраструктуры, а, с другой стороны, стать, своего рода технологической платформой для обсуждения разработки и решения основных концептуальных вопросов развития отрасли.
В рамках разработки комплексной национальной программы инновационного развития электроэнергетики на базе Smart Grid в первую очередь должны быть решены следующие вопросы:
- Сформировано стратегическое видение будущего инновационного развития энергетики в России;
- Определены основные требования и функциональные свойства отечественной энергетической системы на базе концепции Smart Grid и принципы их осуществления;
- Определены основные направления развития всех элементов энергетической системы: генерации, передачи и распределения, сбыта, потребления и диспетчеризации;
- Определены основные компоненты, технологии, информационные и управленческие решения во всех вышеуказанных сферах;
- Обеспечены координации модернизации (преодоления технологического разрыва) и инновационного развития в российской энергетике.
Масштабы предполагаемых изменений, связанных с развитием концепции Smart Grid дают, на наш взгляд, достаточные основания рассматривать ее как важнейшую составляющую национальной программы инновационного развития страны в целом. Ее реализация должна осуществляться вместе с комплексной модернизацией отечественной экономики, в которой развитие энергетики на базе концепции Smart Grid может являться одним из «локомотивов» или «движущей силой» инновационного развития как других сфер и отраслей, так и серьезным фактором социального развития.
Дата публикации: 09.12.2011