...энергетическая безопасность и прозрачность отношений в энергетике...


Электроэнергетика - это электрификация страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии.
Гидроэнергетика, раздел энергетики, связанный с использованием потенциальной энергии водных ресурсов.
Теплоэнергетика - это одна из составляющих энергетики, она включает в себя процесс производства тепловой энергии.
Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения энергии.

Поиск по сайту

Московское время



Опрос

Могут ли альтернативные источники энергии заменить АЭС?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Документы


Проблемы сертификации качества электроэнергии

Должен ли потребитель платить за сертификацию электроэнергии? Проблема сертификации электроэнергии по вполне понятным причинам постоянно находится в фокусе внимания нашей ассоциации.

Мы исходим из того, что у каждого потребителя есть право на бесперебойное и надежное снабжение электрической энергией. Сертификацию мы рассматриваем как важнейший и необходимый механизм обеспечения этих элементарных интересов. Ведь сертификация — это не праздный плод бюрократической фантазии. Сертификат соответствия выдается электроснабжающей организации при положительных результатах испытания подаваемой электроэнергии на наличие ряда объективных характеристик, без которых немыслимо энергетическая безопасность потребителя. Речь, по существу, идёт о критериях минимально необходимого стандарта качества потребляемой электроэнергии. Не случайно сертификация является не только обязательной процедурой подтверждения качества электроэнергии сама по себе, но и выступает в качестве необходимого условия лицензирования деятельности по продаже электроэнергии гражданам.

В настоящий момент значительная часть энергоснабжающих организаций подает подключенным абонентам несертифицированную электроэнергию, подавляющее большинство реализует электроэнергию гражданам, не имея на это лицензии.

Как общественная организация, миссия которой — способствовать защите прав потребителей электроэнергии, наша ассоциация не может не испытывать серьёзной озабоченности создавшимся положением. В этой статье нам хотелось бы познакомить читателя как с нашим подходом к проблеме сертификации, так и с предложениями по ее практическому решению.

Качество электроэнергии как общенациональная задача. Любой продаваемый на рынке товар должен отвечать определенным правовым критериям качества. Обычно эти критерии устанавливаются договором между сторонами. Но для некоторых рынков (особенно тех, что находятся под контролем монополистов) и для некоторых товаров (особенно тех, что обеспечивают насущные нужды потребителей и общества), критерии качества устанавливаются государством — в виде государственных стандартов качества, условий лицензирования соответствующей деятельности и других обязательных требований. К таким товаром относится и подаваемая розничным потребителям элекроэнергия.

Оправданность вмешательства государства в отношения покупателя и продавца электроэнергии не должна вызывать сомнений. Крупнейшие аварии энергосистем последних лет — это сценарии апокалипсиса современного общества, и толчком к его необратимому развертыванию может стать возгорание неисправного трансформатора на подстанции или отказ изношенного выключателя, неспособного справиться с отключением для локализации аварии. Авария энергосети в Москве 25 мая 2005 года обернулась настоящим кошмаром для миллионов людей. Встали лифты и электропоезда, в том числе в метро, в ряде районов была прекращена подача воды, перестали работать канализационные станции, сложилась чрезвычайная ситуация во многих объектах здравоохранения, огромные убытки понесли промышленные и торговые предприятия, приостановили свою работу банки, операторы мобильной связи и Интернет-провайдеры

Мы, однако, убеждены в том, что интерес потребителей в соответствии электроэнергии нормативно установленным стандартам качества не ограничивается удовлетворением их собственных, индивидуальных потребностей в электроэнергии. События 25 мая 2005 года более чем наглядно продемонстрировали, что изъяны функционирования энергосистем негативно отражаются не только на работоспособности отдельных предприятий или элементарном уровне комфорта отдельных семей. Вызываемые ими последствия настолько серьезны, что они необратимо влекут моментальный паралич системных связей, обеспечивающих взаимодействие хозяйствующих субъектов, различных социальных инфраструктур, технологическую и экологическую безопасность. Так, в производственной сфере перебои подачи электроэнергии неизбежно оборачиваются простоями, испорченной продукцией, срывами объемов и сроков выполнения обязательств, а как следствие — задолженностями, в том числе по заработной плате, и нередко банкротствами. Массовые недопоставки товаров определенного вида, в свою очередь, создают критический для нормальной работы других предприятий дефицит. Остановка отдельных производственных мощностей или технологических функций может привести к катастрофическим последствиям, как к техногенным, так и экологическим. Например, отключение электроснабжения на нефтеперерабатывающем заводе означает остановку насосов, откачивающих газ, а также невозможность его охлаждения; как и в случае с системами отопления, лимит времени, в течение которого такой завод может оставаться без электричества, исчисляется несколькими часами. Обесточивание линий, питающих сети организаций здравоохранения, оборачивается трагедиями — невозможностью сохранить жизнь людей. Следствием отключения от электроэнергии транспортной инфраструктуры мегаполиса становится социальный хаос. Без электричества прекращают действовать информационные каналы. Наступает коллапс систем жизнеобеспечения целых регионов.

Неудовлетворительное состояние основных фондов предприятий электроэнергетики имеет значение и макроэкономического фактора. Оно негативно сказывается на оценке инвестиционного климата в народном хозяйстве. Износ оборудования приводит к дефициту электроэнергии — и, как следствие, к вынужденному ограничению его потребления. А значит, сдерживается и потенциал экономического роста страны, особенно в промышленности, — считается, что на 1 рубль электропотребления приходится около 30 рублей ВВП. Таким образом, проблема качества электроэнергии, по нашему мнению, должна решаться как задача общенационального значения, что подразумевает компромисс всех заинтересованных сторон.

Правовой режим электрификации электроэнергии. Правовое регулирование качественных стандартов электроэнергии основывается на императивном предписании ст. 542 Гражданского Кодекса: качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами. Эти требования определены в пунктах 5.2 и 5.6 ГОСТ 13109-97. А для того, чтобы утверждение о соответствии ГОСТу не было бы голословным, его необходимо подкрепить обязательной сертификацией электроэнергии в распределительных сетях, по которым она подается потребителям, как это предусмотрено Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1013. Процедура сертификации регламентирована в Правилах проведения сертификации электрооборудования и электроэнергии (утв. Постановлением Госстандарта России от 16 июля 1999 г. N 36 (в ред. Постановлений Госстандарта РФ от 21.08.2002 N 80). Кроме того, сертификация образует одно из условий обязательного лицензирования деятельности по реализации электроэнергии гражданам (в соответствии с Постановлением Правительства от 6 мая 2005 г № 291).

Выше говорилось о том, чем подсоединение к сетям, по которым подается несертифецированная электроэнергия, может грозить потребителю. Однако, как и любая противозаконная деятельность, продажа электроэнергии без сертификата соответствия (что в случае договора энергоснабжения с гражданами автоматически означает и отсутствие лицензии) представляет угрозу для самого правонарушителя – энергоснабжающей организации. При наличном арсенале правовых средств и в условиях тотального уклонения от получения сертификата (лицензии) органы внутренних дел, прокуратура, Ростехнадзор могли бы возбудить сотни уголовных (ст. 171 УК РФ «незаконное предпринимательство») и тысячи административных дел (например, по ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Если бы они это сделали, статистика органов сертификации уже в скором времени свидетельствовала бы о заметном увеличении числа поданных заявок. Но рискнем утверждать, что до очередей и столпотворения у кабинетов чиновников Ростехнадзора дело бы не дошло: все, как всегда, упрётся в «цену вопроса».

Искать причины столь масштабного явления, каким сейчас стала проблема сертификации электроэнергии, следует не в не изъянах работы контролирующих органов, а в том, что эту проблему непосредственно порождает – в неспособности энергоснабжающих организаций обеспечить подачу электроэнергию, соответствующей требованиям ГОСТа. А эта проблема, как уже говорилось, нуждается в системном решении. Выкручиванием рук одной из сторон коллизии такого рода не снимаются. Необходим план сертификации всей электроэнергетики России.

Масштаб задачи. Ещё в марте 2005 года, то есть незадолго до энергетического коллапса 25 мая, проверяя ход экономических преобразований в отечественной электроэнергетике, Счетная Палата пришла к выводу: «главная проблема отрасли — серьезный уровень изношенности основных фондов». По разным оценкам, степень износа (амортизации) основных фондов в электроэнергетике составляет около 60 %, (57, 7 % по оценкам Министерства промышленности и энергетики, 70 % по мнению некоторых независимых экспертов), причем все без исключения специалисты сходятся в том, что существует тенденция к увеличению этой пропорции. Так, глава Минпромэнерго В. И. Христенко, выступая на заседании Правительства России 7 июня 2006 года, признал, что «в то время как в целом по промышленности износ основных фондов уменьшается, в электроэнергетике старение основных фондов продолжается». Из-за высокого износа оборудования растут потери электроэнергии в распределительных сетях (тех самых, что подлежат сертификации). В столичной электроэнергетической системе — в крупнейшем по мощностям и сбыту электричества среди 74 региональных АО-энерго — износ основных фондов, по признанию руководителя Московской объединенной энергетической компании А. Ремизова, ныне достигает 63-65 процентов. В других регионах этот показатель зачастую превышает 70 процентов. Между тем, по международным стандартам износ свыше 45 процентов считается критическим порогом для энергетической безопасности страны.

Итак, для достижения установленных ГОСТом качественных стандартов — а значит, для энергетической безопасности отдельных потребителей и общества в целом, а также решения связанных с качеством электроэнергии экономических задач, — понадобится существенное обновление основных фондов электроэнергетики, то есть замена или ремонт несметного числа единиц устаревшего оборудования. В то же время, с учетом катастрофического состояния, в котором пребывает оборудования российских электросетей, сертификация есть далеко не только необходимость, предписанная законом: она абсолютно безотлагательна, если мы не хотим повторения сценария энергетического апокалипсиса — уже не как репетиции, но как настоящей драмы. Или, договаривая до конца — трагедии. Остались сущие пустяки. Надо выяснить, сколько это будет стоить. И уточнить, кому за это придется заплатить.

Цена вопроса. Высказываются различные суждения о необходимом объеме финансирования для покрытия расходов на модернизацию устаревшего оборудования. Ни у кого, впрочем, нет расхождений в порядке цифр – речь идет о десятках миллиардах рублей ежегодных инвестиций. Например, Комиссия РАО ЕЭС, расследовавшая причины московской аварии, подсчитала, что на замену устаревшего оборудования (подстанций и кабельных линий) в Москве и Московской области нужно ежегодно не менее 3 млрд руб. Если считать, вслед за РАО, что столичный регион — это около 10% мощностей, то на обновление всех российских сетей понадобится истратить 30 миллиардов рублей в год.

Цифры по-прежнему будут астрономическими, если подсчеты ограничатся утилитарными нуждами сертификации, — которая, очевидно, не предполагает обновление всего парка оборудования. По результатам отбора распределительных электрических сетей для сертификационных испытаний может быть проверено от 50 до 5 % заявленных на сертификацию сетей — таково нормативно установленное условие сертификации. При этом замена даже одной единицы устаревшего оборудования, обслуживающего электросети, как необходимое условие соответствия показателей электроэнергии требованиям ГОСТа 13109-97, обойдется в сотни тысяч рублей, а проверяться могут сотни, в некоторых случаях тысячи единиц. Доля оборудования, которая не будет удовлетворять требованиям сертификации, приблизительно известна из оценок степени износа основных фондов электроэнергетической отрасли в целом – напомним, что даже по официальным данным, она составляет около 60 %. Но и это еще не все. Колоссальных расходов потребует и сам процесс сертификации: географические и климатические страны условия порой серьёзно затрудняют испытания на многих «точках», да и доступ к ним. В среднем стоимость проверки одной точки оценивается в 140 000 рублей.

После простейших арифметических действий с этими цифрами вопрос о том, пойдут ли сами энергетики, даже если бы у них нашлись для этого собственные средства, на финансирование затрат на сертификацию, переходит в риторическую плоскость. Во всяком случае, однозначно отрицательный ответ на этот вопрос дает практика: Несмотря на то, что еще 25 октября 2005 года в Приказе № 703 по РАО ЕЭС электросетевым и «неразделенным» компаниям предписывалось в месячный срок заключить с органами по сертификации договоры на проведение сертификации электрической энергии, с тем, чтобы первый сертификат был получен в первом квартале 2006 года, и полностью завершить сертификацию в 2007 году, в настоящее время подавляющее число этих компаний работают без сертификатов и, соответственно, без лицензий на продажу электроэнергии гражданам.


Дата публикации: 04.12.2011

Похожие записи:

Страницы: 1 2

Последние публикации:

Наши информационные партнеры:

ИНТЕР РАО Изменения климата Объединенная энергосбытовая компания