...энергетическая безопасность и прозрачность отношений в энергетике...


Электроэнергетика - это электрификация страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии.
Гидроэнергетика, раздел энергетики, связанный с использованием потенциальной энергии водных ресурсов.
Теплоэнергетика - это одна из составляющих энергетики, она включает в себя процесс производства тепловой энергии.
Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения энергии.

Поиск по сайту

Московское время



Опрос

Могут ли альтернативные источники энергии заменить АЭС?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Документы


Модернизация оборудования энергосбытовых компаний

Сегодня большое внимание уделяется проблеме наращивания генерирующих мощностей. Понятно, что в условиях зарождающегося дефицита электроэнергии проблемы производства рассматриваются в первую очередь. Но генерация – только одна из отраслей энергетики. Кроме нее, есть еще передающие и сбытовые компании. И проблем, к сожалению, там не меньше. Возможно, даже больше, нежели в области производства электроэнергии. И они становятся только острее при выделении сбытовых компаний в отдельные структуры. Необходимость разделения генерации и сбыта прописана законодательно. В частности, в ст. 6 федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые нормативные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике”» в ред. от 28.12.2004 №178-ФЗ четко говорится: «С 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка».

Но вот незадача: вместе с потребителями в наследство сбытовики получают морально и физически устаревшие точки подключения (узлы), нередко находящиеся в аварийном состоянии. По закону, сбытовые компании должны пройти обязательное лицензирование и сертификацию услуг и точек по поставке электроэнергии в Гостехнадзоре. Но в сложившихся условиях данную сертификацию и лицензирование пройти невозможно по причине аварийного состояния сетей, которыми владеют сбытовые компании.

Необходимо срочно модернизировать хозяйство. Но тут же перед сбытовыми компаниями встают множество проблем, и не только финансового плана. Зачастую непонятно, кто является собственником узлов подключения. Сбытовики, сетевики, муниципальные органы власти? На сегодня этот вопрос в законодательстве не освещен. Кто отвечает за внутридомовые сети? Если в доме есть ТСЖ, то расходы на их содержание берет управляющая компания. Если ТСЖ нет, то вопрос остается открытым. Из бюджета средства на ремонт узлов подключения не выделяются либо выделяются в минимальном объеме. Например, на все сбытовые компании Москве и Московской области на данные цели направлено всего 20 млн. рублей, что явно недостаточно.

Остается открытым вопрос, откуда взять финансовые средства на ремонт и замену устаревшего оборудования? Один из вариантов, лежащих на поверхности – повышение тарифов. Есть также варианты государственной поддержки, финансирования модернизации за счет собственных средств, привлечения кредитных ресурсов. Но каждое из предложенных решений сегодня трудно реализовать в силу объективных причин.

Несмотря на реформы, свободного ценообразования на рынке еще не существует, появится оно не скоро. Тарифы для населения регулируются государством, поэтому значительно повышение стоимости электроэнергии для населения невозможно. Можно возложить расходы на крупных потребителей – промышленные предприятия, заводы, фабрики. Но в этом случае увеличение затрат на электроэнергию повлечет неминуемый рост себестоимости продукции и, как следствие, стоимости промышленных товаров. Учитывая влияние энергетики на экономику страны в целом, важно очень взвешенно и осторожно подходить к такому инструменту, как ценовая политика.

Ряд специалистов и участников рынка возлагают надежды на государственную поддержку. Учитывая важность энергетической отрасли для страны, финансирование энергетиков из бюджетов различных уровней выглядит закономерным решением. Но, к сожалению, далеко не всегда федеральные и тем более региональные власти готовы пойти на затраты. Зачастую в бюджетах субъектов РФ не предусмотрено средств на реконструкцию электрических сетей.

Сбытовые компании могли бы финансировать ремонт и обновление оборудования из собственных средств, и часть компаний так и делают. Но далеко не все. Во-первых, из-за существующей тарифной политики у сбытовых компаний не всегда имеется достаточно средств. Во-вторых, энергетикам приходится тратить средства из прибыли, выплачивая до этого существенный по размеру налог на прибыль. Если бы сбытовые компании могли списывать расходы на ремонт и обновление оборудования на затраты, то объем выделяемых на модернизацию средств значительно бы увеличился. Но на данный момент модернизация оборудования за собственный счет оборачивается для компаний большими затратами.

Во всем мире кредитования используется как выгодный источник финансирования. Однако в России взять кредит под реализацию проекта могут позволить себе далеко не все компании. Энергетики – не исключение. Чтобы взять кредит, необходимо точно рассчитать будущие доходы и расходы. В условиях, когда тарифы на электроэнергию для населения устанавливает государство, сбытовые компании не могут быть уверены в будущих доходах. Поэтому кредитование на сегодня не решает проблему в энергетике.

Путем проб и ошибок

Реформа электроэнергетики предполагает, что генерация получит финансирование за счет частных источников и IPO. Магистральные сети — за счет бюджета и отчасти тарифа. Распределительные сети получат источник финансирования в виде платы за присоединение. Сбытовые компании будут переданы в частные руки.

Между тем, проблема износа оборудования становится все острее. Сегодня, по оценкам специалистов, более 60% точек (узлов) подключения электроэнергии находятся в аварийном состоянии. В целом износ основных средств в отрасли колеблется в пределах 60-85% в зависимости от региона. Если срочно не предпринимать реальные меры по обновлению и модернизации хозяйства, ситуация может обернуться еще большими проблемами в будущем. Учитывая зависимость промышленности, ЖКХ, жизни каждого человека от надежных поставок электроэнергии, становится понятна важность решения проблемы.

В условиях растущей экономики в первую очередь увеличивается потребность в энергетических ресурсах. Начиная с 1990 года, в России из-за спада производства снижалось потребление электроэнергии. В результате образовались свободные мощности. В последнее время ситуация изменилась коренным образом. И в 2005-2006 годах в 14 регионах наблюдалось превышение потребления энергии, по сравнению с уровнем 1990 года. По прогнозам, в 2006-2007 годах аналогичная ситуация сложится в 36 регионах.

Мало иметь генерирующие мощности для удовлетворения растущего спроса. Не менее важно передать и поставить электроэнергию конечному потребителю. Необходима надежная система передачи электроэнергии, построенная с использованием современных технологий. К сожалению, на сегодня такой сети в России не существует. Реальность – это сохранившиеся местами деревянные опоры ЛЭП и трансформаторы прошлого века, давно отслужившее свое.

Трудности испытывают сбытовые компании как в столице, так и в регионах. Например, во Владимирской области высокая степень износа основных фондов является основной проблемой электроэнергетики. Износ сетей «Владимирэнерго» составляет более 60%. В течение последних 10 лет в регионе происходило масштабное старение оборудования притом, что основные фонды должны заменяться после 25-30 лет эксплуатации. Речь даже не идет о моральном износе, который наступает значительно раньше.

В 2005 году в ОАО «Сахалинэнерго» поступило множество жалоб от абонентов на плохое состояние внутридомовых сетей. И хотя ответственность за данные сети лежит на муниципальных властях, энергетики собрали специальную комиссию для проведения ревизии жилых домов. В ее состав вошли сотрудники ОП «Энергосбыт», «Ростехнадзора» и жилищно-эксплуатационных организаций. Результаты оказались неутешительными: были выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности, повреждения приборов учета, оголенные провода, наличие свободного доступа к распределительным щитам на лестничных площадках. Подобные нарушения могут привести к травмам, повреждению здоровья и даже гибели людей, многочисленным авариям, отключением электроэнергии, пожарам. Энергетики обратились к муниципальным властям, владеющим внутридомовыми сетями, с просьбой ликвидировать выявленные нарушения. Но в ответ получили стандартную фразу: в бюджете средств на ремонт не предусмотрено.

В Саратовской области износ электрических сетей составляет 70%. Действующие тарифы позволяют поддерживать оборудование в рабочем состоянии, но не позволяют финансировать строительство новых сетевых объектов. Зачастую невозможно подключить новых потребителей из-за перегруженности сетей.

Аналогичная ситуация сложилась в Якутской области. Чтобы решить данную проблему, «Якутскэнерго» попросило РАО «ЕЭС России» и Федеральную службу по тарифам (ФСТ) разрешить компании взимать плату за техническое подключение новых потребителей. И полученные средства направлять на развитие и модернизацию оборудования. Необходимо отметить, что данное право используют и другие регионы. В августе 2006 года в Красноярском крае начали взимать плату за подключение новых потребителей, и полученные средства инвестировать в развитие сетей. До конца 2007 года в регионе планируют получить до 1 млрд. рублей. Впрочем, далеко не во всех регионах плата за подключение составляет значительные суммы. Во многих субъектах она чисто символическая, поэтому поступления не позволяют улучшить ситуацию с развитием сетей и модернизацией оборудования.

Результаты своевременного ремонта можно проследить на примере Калининградской области. В этом регионе доля изношенного оборудования составляет 69%. Однако калининградские единые электрические сети «Янтарьэнерго» реализуют программу реконструкции и капитальной модернизации воздушных линий. В результате обновления сетевого хозяйства с 2001 по 2005 годы число технологических нарушений в энергетической области снизилось на 27% с 552 до 400.

Если посмотреть на Москву и Подмосковье, то в целом ситуация в них не отличается от состояния, сложившегося в других регионах. Например, основные фонды энергетиков Московской области изношены на 53%. Без комплексной программы реконструкции и обновления оборудования решить проблему не удастся. В столице вопросам энергетики уделяют пристальное внимание. «Мосэнергосбыт» внедряет автоматические систему коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ). В частности, потребителям устанавливаются счетчики, учитывающие два тарифа – дневной и ночной. При этом стоимость электроэнергии днем значительно выше цены ночью. Таким образом, компания пытается стимулировать потребителей использовать энергию в часы минимальных нагрузок сетей и соответственно минимальной стоимости электроэнергии. Уже в 2006 году в бытовом секторе наблюдалось смещение потребления энергии в ночное время. Новая услуга – энергетический аудит. Представители компании – поставщика электроэнергии – обследуют оборудование клиентов и выдают рекомендации по его эффективному использованию с точки зрения затрат электричества.

Строить нельзя не строить

Свои проблемы имеются в строительной отрасли энергетики. Множество профессионалов с большим опытом работы покинули отрасль, не передав опыт молодым специалистам. Поэтому строительные организации, работающие в сфере электроэнергетики, сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров.

Еще более острый вопрос – ценообразования. При утверждении цен на строительство возникает вопрос, какие использовать строительно-нормативные документы. Большинство заказчиков применяют устаревшие стандарты цен от 1984 года, значительно меньше – нормы, принятые в 2001 году. Хотя Постановление Госстроя России №14 от 27.01.2003 г. запрещает «Главгосэкспертизе» рассматривать проектно-сметную документацию по новым строительным работам на основе принятых в 1991 г. (1984 г.) сметно-нормативных документов. Неразбериха с установкой цен мешает строителям и энергетикам.

Организация тендеров на строительные работы вызывает нарекания частных строительных компаний. На подготовку заявки к тендеру строителям дается всего 10 дней. Это очень маленький срок, за который сложно оценить объем будущих работ, предварительно договориться с поставщиками материалов и оборудования, подготовить грамотное и обоснованное коммерческое предложение. Таким образом, большинство работ по обновлению оборудования проводят дочерние компании заказчиков. И только четверить проектов попадает на открытый рынок.

Выводы

На сегодня в области электроэнергетики обострились следующие проблемы: технологический упадок, использование морально и физически устаревшего оборудования, отсутствие источников финансирования для модернизации отрасли. Те же проблемы испытывают сбытовые компании, которым необходимо пройти сертификацию и лицензирование узлов подключения потребителей к сетям. На сегодня основная масса точек подключения электроэнергии находится в аварийном состоянии. Поэтому в самом ближайшем будущем потребуется их замена.

На финансирование из бюджета рассчитывать не приходится. Реформа отрасли предполагает передачу сбытовых активов в частные руки, поэтому груз инвестиций по идее должен лечь на новых собственников. Проблема в том, что сбытовые активы менее привлекательны для инвесторов, нежели генерирующие компании.

Обостряет проблему отсутствие проработанного законодательства. Не всегда четко разграничены сферы управления между сбытовыми компаниями и муниципальными властями, энергетиками и коммунальщиками. Отсутствует четкая структура управленческих функций и ответственности.

Варианты привлечения кредитов, получения оборудования в лизинг могут рассматриваться, но в настоящий момент не все сбытовые компании могут позволить себе взять кредит. Введение платы за подключение новых потребителей отчасти решает проблему, но для модернизации отрасли этих средств будет явно не достаточно.

Для решения проблемы в первую очередь необходимо определить, кто отвечает за узлы подключения и кто будет платить за модернизацию оборудования? Сбытовые компании или сетевики, или муниципальные власти, или иные структуры. Сейчас данный вопрос не освещен в законодательстве. Кроме решения проблемы собственности, необходимо сделать важные шаги в области налогообложения. На данный момент расходы на обновление оборудования идут из прибыли предприятия, после уплаты существенного налога на прибыль. Поэтому компании не могут вкладывать в модернизацию большие средства, это им не выгодно. Необходимо разрешить энергетикам списывать расходы на модернизацию в затраты, тогда они смогут направить на эти цели больше денег.

Если модернизация будет проводиться за счет сбытовых компаний, необходимо определить, из каких источников будут поступать финансовые средства. Это не проблема конкретной сбытовой компании, это проблема целой отрасли и в целом системы энергоснабжения. Поэтому ее решение необходимо рассматривать на государственном уровне, так как именно государство регулирует отрасль. Отдельные сбытовые компании не смогут решить проблему, им необходима поддержка.

Наиболее реальный вариант финансирования модернизации – за счет тарифов. Но действующие тарифы не позволяют выделять достаточные средства на обновление хозяйства. Повысить их невозможно без согласования с государством. Поэтому необходимо разработать варианты включения затрат на модернизацию узлов подключения в тарифы. Возможно, переложить часть бремени с бюджетных потребителей и населения на крупные компании, потребляющие основную мощность.

Повышение тарифов неизбежно для решения вопроса. На этой же проблеме акцентируют внимание официальные представители РАО «ЕЭС России».

Борис Алюев — член правления РАО «ЕЭС России», председатель правления ОАО «Системный оператор ЦДУ ЕЭС» — заявил в интервью газете «Коммерсантъ» от 20.10.2006: «Последние несколько лет смотрели именно «туда» — в регионы, где бурно развивается промышленность и растет электропотребление. И РАО предупреждало, что резервы мощности в стране небезграничны. Но у энергетиков был только один источник инвестиций — тарифы, которые не давали нам возможности строить новые сети и генерирующие станции. Скажем, проекты строительства электростанции в Серово-Богословском узле или северных районах Тюмени были подготовлены еще в советское время, но и тогда денег не было».

Впрочем, изменение тарифной политики – непростая задача. И для населения, скорее всего, государство оставит низкие тарифы. Об этом заявил Юрий Удальцов — член правления РАО «ЕЭС России» — в интервью «Российской газете» от 13.09.2006: «Для населения в течение 3-4 лет не изменится ничего. Электроэнергия населению будет, как и сегодня, продаваться по тарифам, которые регулируются государством. Эти тарифы сейчас заметно ниже экономически обоснованного уровня. В дальнейшем государство должно определиться, будет ли оно сохранять регулируемые тарифы для граждан, но в таком случае должны быть введены дотации для сбытовых компаний. Если произойдет бурный рост реальных доходов населения, то, скорее всего, тарифы для населения вырастут до нормального уровня, но будет введена в действие система адресных дотаций для малоимущих».

Таким образом, остается единственный путь решения проблемы – повышение тарифов для крупных предприятий, с включением в стоимость электроэнергии расходов на модернизацию оборудования. Иного выхода из ситуации не существует — решать вопрос модернизации оборудования надо уже сегодня.


Дата публикации: 04.12.2011

Похожие записи:

Последние публикации:

Наши информационные партнеры:

ИНТЕР РАО Изменения климата Объединенная энергосбытовая компания