Энергоресурсы и их сбережение
В настоящее время, когда закладывается фундамент преобразований экономики нашей страны и ускоренного научно – технического прогресса встают задачи формирования активной личности, владеющей основными экономическими знаниями о закономерностях существования государства, общества и личности, воспитания бережливого, рачительного хозяина, формирования у него рационального отношения к потреблению материальных благ. И обучение экономике следует начинать реализовывать как можно с более раннего возраста. Первоначальные экономические знания должны и могут присутствовать с самых ранних лет в образовании и воспитании детей.
Понятия и закономерности экономики не легки для восприятия и понимания. И чтобы сделать процесс познания более интересным и доступным, мы предлагаем изучать экономику, используя близкие понятные для маленького человека средства и формы занимательности. Известный ученый и педагог Е.И. Игнатьев отмечал, что « умственную самодеятельность, сообразительность и смекалку нельзя ни «вдолбить», ни вложить ни в чью голову». Он говорил, что «обучение совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью».
Упоминание слов «занимательное», « занимательные задания» вызывают ассоциации, связанные с легким времяпрепровождением и досугом без напряжения физических и умственных сил. Задания такого плана рассматриваются как что- то развлекательное, не требующее приложения каких – либо значительных усилий при достижении конечных результатов.
Однако целенаправленный подбор занимательных заданий и грамотное руководство работой над ними позволяют не только вызвать интерес к предлагаемой деятельности, расширить кругозор, но и создать необходимые условия для развития познавательной активности, творческих способностей, повышения интеллектуального потенциала личности, овладения ею знаниями из различных областей техники и науки, в том числе и экономики. Занимательные задания в силу нешаблонности подходов к их решению и реализации вызывают интерес, потребность к отысканию нестандартных выходов из предлагаемых ситуаций.
Занимательные задания как средство обучения и воспитания обладают значительным потенциалом, позволяющим педагогу реализовывать разнообразные учебные и воспитательные задачи. Прежде всего, сделать приятным, легким простым процесс овладения новыми знаниями. Этому способствует изучаемый материал, который представляется в занимательной форме, например, в виде действий героев сказок, рассказов, стихотворений. Оценка воспитанниками правильности принятых героями решений помогает им овладеть не только экономическим знаниями, но и приемами анализа, умениями делать логические умозаключения.
Адаптированные к экономическим ситуациям задачи из курса математики, физики позволяют закреплять приобретенные знания, развивать креативное мышление, реализовывать межпредметные связи. Внешняя простота и доступность для понимания предлагаемых обстоятельств и необходимость занять собственную позицию в разрешении их создают условия для овладения навыками позитивного межличностного общения. Являясь объектом интеллектуальной деятельности, занимательные задания и упражнения содействуют развитию психических процессов и функций. Простые, на первый взгляд, с очевидным решением, они заставляют вчитываться в текст, вдумываться в содержание, анализировать предлагаемые обстоятельства, подбирать возможные варианты решения и выбирать наиболее полно соответствующие поставленным условиям; проявлять умения обосновать свой выбор. Работа с такими заданиями требует активного внимания и наблюдательности, продуктивной памяти, нестандартного мышления, развитого воображения. Работа с занимательным материалом способствует удовлетворению потребности в познании и достижениях в какой – либо деятельности, позволяет привить такие качества как взаимопонимание, терпимость по отношению друг к другу и окружающим, веру в созидательные возможности, доброту.
Существующие средства занимательности, которые можно использовать при обучении экономики организации досуга условно можно подразделить на материалы, занимательные по содержанию, по форме их представления и задания, имеющие нешаблонные, неожиданные решения.
К первым можно отнести различные кроссворды, криптограммы, задания – шифровки, «змейки» и т.п.
Ко вторым – задания в виде инсценировок, драматизаций, путешествий, сказок.
К третьим можно отнести задачи – шутки, курьезные жизненные и близкие к ним ситуации, детективные истории, парадоксы из различных областей знаний, которые имеют оригинальные решения.
В своем большинстве занимательные задания содержат сведения известные и доступные для понимания любого человека, не требующие специальных знаний, глубоких умозаключений, наличия большого жизненного опыта. Это позволяет любознательному человеку, в том числе и ребенку, свободно оперировать известными фактами, переносить имеющиеся знания и опыт в предлагаемую ситуацию, анализировать обстоятельства, находить свои походы к решению поставленной проблемы. Знакомство с пословицами, фразеологизмами экономической направленности, их значением ненавязчиво приобщают к опыту предыдущих поколений деловых людей и помочь осознать справедливость выработанных норм общественных отношений. Работа с шифрограммами и шифровками способствует расширению словарного запаса детей. Примеры из художественной литературы, адаптированные задачи из курса математики и физики, жизненные и близкие к жизни игровые ситуации развивают внимание, мобилизуют мышление на принятие нестандартных решений. Разгадывание кроссвордов, криптограмм оттачивают остроту ума.
Дата публикации: 20.06.2012