Почему России выгодно развитие топливно-энергетического комплекса в Центральной Азии?
Существует целый ряд причин, по которым развитие топливноэкономического комплекса (ТЭК) новых независимых государств Центральной Азии (ЦА) отвечает национальным интересам России. Все они носят долгосрочный характер.
Во-первых, существует устойчивая зависимость между успешным социально-экономическим развитием стран «ближнего зарубежья» и ситуацией в самой России. ТЭК играет ключевую роль в экономиках стран Центральной Азии. Сам регион тысячью нитей связан с нашим государством (вопросы обеспечения безопасности, миграция рабочей силы, интенсивные межчеловеческие и торговые контакты и т.д.).
Любое негативное развитие событий в Центральной Азии может отрицательно сказаться на ситуации в России.
Во-вторых, интеграция ТЭК России со странами «ближнего зарубежья» будет способствовать объединению постсоветского пространства и росту влияния в нем нашей страны. Последнее входит в число традиционных приоритетов российской внешней политики.
В-третьих, Россия является транзитером и перепродавцом существенной части топливно-энергетических ресурсов, добываемых в Центральной Азии. Казахская нефть, в основном, экспортируется через Новороссийск по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). России принадлежит 24 % его капитала. Российская Федерация также является главным потребителем и косвенным перепродавцом туркменского газа, обладая, фактически, монополией на его транспортировку (по газопроводу Средняя Азия — Центр).
В-четвертых, концепция «великой энергетической державы», предполагающая использование весомой роли России на мировых топливно-энергетических рынках для упрочения ее внешнеполитических позиций, подразумевает активную международную экспансию российских энергетических компаний. Центральная Азия как регион, имеющий необходимые ресурсы, в котором Россия обладает традиционным влиянием и опытом работы, является перспективной площадкой с точки зрения возможностей капиталовложений.
Одновременно в контексте растущего влияния России на динамику мировых цен на энергетическое сырье возрастает потребность в согласовании позиции нашей страны с позициями других производителей нефти и газа (в том числе, с учетом перспективы формирования «Газовой ОПЕК»). Центральноазиатские государства могут стать важными партнерами на этом направлении внешнеэкономической политики России.
При этом не следует закрывать глаза на то, что центральноазиатские государства могут при определенных обстоятельствах выступать в качестве конкурентов России, поскольку они являются экспортерами сходных видов энергетического сырья, в частности на европейский рынок. В условиях падения цен на энергетическое сырье, как это имело место в 1990-е гг., у России может появиться искушение использовать свою позицию как транспортного монополиста для ограничения доступа центральноазиатских энергетических ресурсов в Европу. Частично такая линия реализовывалась в в отношениях с Туркменией. Однако в долгосрочном плане подобная политика не соответствует интересам России. Попытки блокировать в конъюнктурных целях движение центральноазиатского сырья в Европу могут привести только к ускорению реализации транспортных маршрутов в обход России. Они также способны значительно ослабить позиции нашей страны в этой части постсоветского пространства, что нежелательно для Москвы со всех точек зрения, в том числе и с военно-политической.
Дата публикации: 05.01.2012
Похожие записи:
- Ванкорская газотурбинная электростанция — источник электрической и тепловой энергии на ванкорском нефтяном месторождении
- О сырьевой базе производства пылеугольного топлива для вдувания в горн доменных печей
- Направления взаимодействия государства и бизнеса в реализации межотраслевого мегапроекта восточно-сибирского нефтегазового комплекса
- Современные проблемы тэк россии и энергопотребления
- Торфяные ресурсы в малой теплоэнергетике
- Производство топлива из органического сырья