Направления взаимодействия государства и бизнеса в реализации межотраслевого мегапроекта восточно-сибирского нефтегазового комплекса
Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается комплекс задач государственного управления по координации инвестиционной деятельности участников крупных инвестиционных проектов освоения нефтегазоносной провинции и обосновываются возможность и эффективность использования аппарата сетевых моделей инвестиционных программ для их решения. Продемонстрировано использование сетевой модели мегапроекта Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК) в качестве аналитического инструментария государственного управления и координации реализацией инвестиционных проектов во времени, оценки влияния институциональных условий на стратегию реализации мегапроекта.
Актуальность. В настоящее время возрастает значимость крупных инновационных проектов освоения нефтегазовых ресурсов и формирования ВСНГК. Освоение Восточной нефтегазоносной провинции занимает важное место в приоритетах российского правительства. ВСНГК является не только крупномасштабным экономическим Мегапроектом, но имеет высокую социальную и геополитическую значимость для России. Актуально участие государства в снижении технологических, геологических, экологических и экономических рисков компаний — операторов проектов, обеспечении сбалансированности во времени инвестиционной деятельности компаний.
Организация взаимодействия бизнеса и власти в столь масштабных стратегических проектах, формирование приоритетов инновационной политики предполагает наличие у Федеральной власти инструментария оценки множества альтернативных комбинаций новых инвестиционных проектов, схем финансирования с учетом неопределенности и вероятностного характера ожидаемых экономических, экологических и социальных эффектов.
Организационные проблемы освоения Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Строительство нефтепровода ВСТО ознаменовало начало активной деятельности пионерного этапа освоения Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. C 2005 г. Министерство природных ресурсов (МПР) РФ реализует «Программу геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)». К концу 2006 г. в распределенном фонде недр находилось уже 87 % извлекаемых запасов и 78 % ресурсов нефти нефтегазоносной провинции. Реализация Программы зависит от инвестиционных намерений и приоритетов нефтегазовых компаний, приобретающих лицензии на промышленную геологоразведку. В ходе ее реализации выявлены значительные организационно-экономические риски при подготовке запасов, разработке месторождений компаниями, которые могут снизить ожидаемый мультипликативный эффект формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса. С вводом в эксплуатацию первой очереди трубопровода в декабре 2009 г. возрастает актуальность ускорения подготовки запасов нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) для загрузки проектных мощностей трубопровода.
Высокие риски обусловлены следующими факторами:
- Низким уровнем подготовленных к промышленному освоению запасов нефти. В настоящее время реальный уровень запасов, располагаемый нефтяными компаниями, обеспечивает добычу лишь 10-15 млн т нефти в год, тогда как проектная мощность трубопровода ВСТО рассчитана на максимальный уровень исходя из прогнозных ресурсов углеводородного сырья, объем перекачки составляет 80 млн т нефти в год.
- Вероятностной природой результативности геологоразведочных работ, разбросом коэффициентов успешности перевода потенциальных ресурсов в промышленные. В соответствии со статистическими показателями лишь 30 % прогнозных ресурсов при дальнейшем изучении переходят в категорию запасов. По данным комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию ежегодно в России открывается 200-300 млн т новых запасов, но одновременно почти столько же списывается из ранее открытых, как неподтвердившихся.
- Высокой долей новых технологий в добыче нефти и разработке месторождений (разбури- вание месторождений, вскрытие пластов и др.), которые еще лишь проектируются на основании опыта вскрытия пластов в ходе проведения геологоразведочных работ, а следовательно, можно ожидать рост прогнозируемых удельных затрат в добыче, и, как следствие, корректировку прогнозных уровней добычи в динамике.
- Значительной неопределенностью оценок конкурентоспособности восточного направления экспорта западносибирской нефти в сравнении с северо-западным, обеспечивающим выход на рынки Северной Европы и Северной Америки.
Существующая система финансирования и государственного контроля недостаточно эффективна и слабо ориентирована на программно-целевые результаты. В сложившихся условиях необходим единый, системно организованный проект формирования долгосрочной программы ВосточноСибирского нефтегазового комплекса на основе взаимодействия государства, регионов и бизнеса.
Для сбалансированного развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) необходимо:
- согласованное развитие систем добычи и транспорта нефти и газа;
- развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
- развитие газоперерабатывающей и гелиевой промышленности с созданием в перспективе центра по производству гелия мирового масштаба;
- строительство хранилищ гелиевого концентрата, продуктопроводов и пр.;
- развитие нефте- и газохимических производств, обеспечивающих в крупных масштабах выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
Уникальные свойства восточносибирских газов и нефтей позволят развернуть на юге Восточной Сибири крупнотоннажное, высокотехнологичное производство полимерных материалов, по использованию которых Россия в настоящее время отстает от развитых стран мира. Такое производство следует развернуть, в первую очередь, в Иркутской области и Красноярском крае. Это позволит существенно укрепить экономику и улучшить социальную обстановку в этих регионах. В долгосрочной перспективе возможна также организация промышленной добычи металлов (литий, магний, стронций и др.), содержащихся в высоких концентрациях в подземных рассолах нефтегазовых месторождений.
В ИЭОПП СО РАН совместно с ИМ СО РАН разработан модельный комплекс реализации инвестиционной программы Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса на период 2010-2035 гг. Предлагаемая разработка направлена на создание инструментария выбора стратегии реализации инновационных проектов с учетом их экономических и технологических рисков и координации деятельности участников инвестиционной программы освоения углеводородных ресурсов.
Инвестиционная программа создания ВСНГК (Программа) представлена нами как сбалансированная по времени и ресурсам стратегия реализации совокупности перспективных проектов нефтегазовых компаний по освоению ресурсов, создания магистральных трубопроводов, мощностей по переработке углеводородного сырья и гелия с отображением технологических и экономических взаимосвязей между проектами.
В качестве контролируемых Федеральным органом власти параметров программы выступают:
- прогнозируемые объемы подготовленных запасов углеводородов;
- сроки ввода мощностей по добыче и переработке нефти и газа, заявленные в корпоративных проектах;
- директивные сроки освоения мощностей нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), которые определены государственными контрактами на поставку нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Дата публикации: 08.01.2012