...энергетическая безопасность и прозрачность отношений в энергетике...


Электроэнергетика - это электрификация страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии.
Гидроэнергетика, раздел энергетики, связанный с использованием потенциальной энергии водных ресурсов.
Теплоэнергетика - это одна из составляющих энергетики, она включает в себя процесс производства тепловой энергии.
Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения энергии.

Поиск по сайту

Московское время



Опрос

Могут ли альтернативные источники энергии заменить АЭС?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Документы


Направления взаимодействия государства и бизнеса в реализации межотраслевого мегапроекта восточно-сибирского нефтегазового комплекса

Ядром сетевой модели является граф создания и функционирования магистрального трубопровода с директивными сроками ввода мощностей в эксплуатацию. Сетевой граф позволяет осуществить согласование сроков подготовки сырьевой базы добычи углеводородов с вводом в разработку месторождений и мощностей трубопроводов.

Каждая работа сетевого графа отражает совокупность технологий ее выполнения. Технология характеризуется вектором, компонентами которого являются продолжительность выполнения работы, объем выполняемой работы в единицу времени, затраты ресурсов и выпуск продукции, которые представлены функциями, зависящими от времени выполнения работы.

В унифицированных модулях определены узловые события, взаимосвязи между блоками сетевой модели отражены отношениями предшествования или синхронности узловых событий отдельных модулей. Это обеспечивает технологическую и временную увязку ввода мощностей производства углеводородного сырья, переработки и транспорта.

Геологоразведка представлена двумя модулями: геологоразведка общерегиональная и геологоразведка в компаниях-недропользователях, что позволяет учесть институциональные и организационные особенности подготовки минерально-сырьевой базы. Общерегиональные ГРР осуществляются специализированными государственными компаниями по заказу МПР РФ, результаты ее деятельности состоят в выявлении структур и ресурсов категории С3, С2 и формировании банка данных программы лицензирования недр. Модуль ГРР в компаниях-недропользователях описывает процесс последовательного выполнения геофизических работ по доразведке и уточнению ресурсов категории С2, и подготовки промышленных запасов В+Q. Конечное событие данного модуля является узловым, которое соединяется фиктивными работами с узловыми событиями модуля инфраструктурного обустройства и разработки группы нефтяных и газовых месторождений компании-недропользователя.

Детерминированная сетевая модель инвестиционной программы освоения нефтегазовых ресурсов мегапроекта ВСНГК имеет 370 работ, описывающих инвестиционные процессы в компаниях и регионах и 90 фиктивных работ, отражающих межотраслевые связи между ними.

Оценка основных параметров выполнения программы. Нами проведена серия модельных расчетов для различных сценариев развития ВСНГК и экспортных поставок нефти и газа с использованием сетевой модели Программы на период до 2025 г.. Оптимистический сценарий развития нефтегазового комплекса предполагает высокие уровни добычи и переработки углеводородного сырья и соответственно объемы экспорта в страны АТР. Он основан на гипотезе реализации наиболее благоприятных факторов формирования ВСНГК: высокой подтверждаемости прогнозных запасов нефтегазовых ресурсов, согласованности во времени инвестиционных стратегий добывающих, перерабытывающих компаний и ОАО «Транснефти», участие государства в снижении инновационных рисков компаний — операторов проектов, созданием льготного налогового режима для активизации инвестиционной деятельности. Предполагается рост добычи нефти к 2025 г. до 80 млн т, газа до 70 млрд м3. В целях снижения сроков окупаемости Программы около 70 % добываемой нефти и половина добываемого газа направляется на экспорт в страны АТР. Оставшиеся объемы углеводородного сырья будут перерабатываться в самом ВСНГК на крупных нефтегазохимических комплексах Богучанском, Саянском, Южно-Якутском, а также в Приморском крае. Это позволит обеспечить внутренний спрос Восточной Сибири и Дальнего Востока в нефтепродуктах. Прогнозируется прирост мощностей по переработке нефти в размере 12 млн т, а также загрузка сырьем действующих мощностей Ангарского НХК и Ачинского НПЗ. Предполагается выход продукции газохимических комплексов на внутренний и внешний рынки.

Инвестиционная программа освоения нефтяных ресурсов ВСНГК потребует 101,7 млрд долл. США, из них нефтегазопереработка отвлекается 13 %, на строительство нефтепровода 18 %, на освоение нефтегазовых ресурсов с учетом геологоразведки — 68 % (в том числе в Иркутской области — 38 %, Красноярском крае — 29 %, Республики Саха (Якутия) — 21 %). В целом за прогнозный период в результате реализации программы ВСНГК будет создана вновь добавленная стоимость в размере 478 млрд долл. США, свыше 80 % которой образуют валовые региональные продукты субъектов Федерации Сибири и Дальнего Востока: в Республике Саха (Якутия) — 34 %, Иркутской области — 28 % и Красноярском крае — 19 %. Срок реализации инвестиционной программы мегапроекта освоения прогнозных ресурсов ВСНГК составляет 15 лет.

Исследовано влияние различных вариантов результативности геологоразведочных работ на доходы участников программы и регионов, эффективность и сроки реализации инвестиционной программы ВСНГК. Выявлено, что на критическом пути находятся общерегиональные геологоразведочные работы в Иркутской области, финансируемые из федерального бюджета, подготовка запасов нефтяными компаниями — недропользователями Республики Саха (Якутия). Проекты общерегиональной геологоразведки сдерживают темпы и масштабы освоения нефтяных ресурсов и они должны стать объектами управления со стороны государства.

При благоприятных коэффициентах успешности геологоразведочных работ в ВСНГК добывающие компании смогут нарастить мощности по добыче нефти до 80 млн т в год к 2020 г., что обеспечит максимальную загрузку трубопровода в соответствии с директивными сроками поставок сырья на экспорт.

Пессимистический сценарий добычи и экспорта углеводородов нами получен как результат развертывания во времени инвестиционной программы развития нефтегазового комплекса на сетевой модели при:

  • экстраполяции фактически сложившихся темпов, объемов и результативности геологоразведочных работ в первое пятилетие;
  • сохранении низкого уровня координации во времени инвестиционных решений государственных органов управления и добывающих компаний по подготовке минерально- сырьевой базы, реализации проектов создания региональной и промысловой производственной и транспортной инфраструктуры (современных организационно-экономических рисков формирования ВСНГК.

Эти временные и ресурсные ограничения, по нашим расчетам, растягивают инвестиционную программу ВСНГК в целом на 5 лет (длина критического пути программы выросла на 5 лет за счет увеличения продолжительности пионерного этапа освоения месторождений Иркутской области и Республики Саха (Якутия)). Сдвинулись на более поздние сроки начала и окончания инвестиционных проектов по обустройству месторождений. В Эвенкии добыча может быть начата только с 2025 г. В результате в ВСНГК этап интенсивного развития нефтяной промышленности смещается с 2010 на 2015 гг., а ожидаемая добыча нефти в ВСНГК в период до 2025 г. будет в 3 раза меньше прогноза Энергетической стратегии России. В этих условиях в 2025 г. добыча нефти достигнет уровня 32 млн т.

Возможности экспорта нефти ВСНГК сократятся в 4 раза по сравнению с оптимистическим сценарием в условиях приоритета обеспечения внутренних сырьем нефтеперерабатывающей промышленности Восточных регионов России. В этой ситуации для обеспечения полной загрузки мощности нефтепровода ВСТО предполагается сохранение транзитных потоков нефти из Западной Сибири на уровне 30 млн т, а максимально возможная загрузка трубопровода ВСТО будет находиться на уровне 55 млн т.

В пессимистическом сценарии интегральные инвестиции снизятся в 1,8 раза, до 62 млрд долл., соответственно сократится и интегральный экономический эффект Программы, по нашим расчетам, до 106,4 млрд долл. США. Основной эффект — 75 млрд долл. формируется в виде ВРП преимущественно в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области, 31,4 млрд долл. — интегральные экспортные пошлины.

Предлагаемый подход позволил оценить влияние инвестиционных стратегий компаний и геологических рисков на эффективность экспорта нефти. В целом по Программе ВСНГК прирост интегральных доходов в результате дополнительных поставок 1 тонны нефти на экспорт в страны АТР составляет 390 долл/т, которые в соответствии с существующей системой бюджетных отношений распределяются между государственным бюджетом и инвесторами в следующей пропорции:

  • 74 % (290 долл/т) — зачисляются в федеральные и региональные бюджеты;
  • 26 % — (100 долл/т) — остаются у инвесторов.

Каждый доллар, вложенный в повышение результативности геологоразведочных работ в виде прироста запасов, позволит получить дополнительный доход от экспорта нефти в размере 0,71 долл.

Формирование Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса даст импульс развитию экономики Восточной Сибири, ее интеграции с Дальним Востоком и развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. При реализации благоприятных факторов развития ВСНГК обеспечит прирост ВРП Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) в объеме 227 млрд долл. США в 2010-2025 гг.

Наши исследования показали, что для повышения эффективности инвестиционной Программы ВСНГК Правительству РФ необходимо сосредоточить основное внимание на создание механизмов государственно-частного партнерства, экономических стимулов, налоговых каникул и нейтрализацию инновационных рисков компаниям, привлекающим инновационные технологии в поисковые и геологоразведочные работы. В 2008-2009 гг. Правительством РФ сделаны важные шаги в этом направлении. Приняты решения по участию государства в освоении нефтегазовой провинции и снижении инвестиционных рисков добывающих компаний и «Транснефти»:

  • снижены экспортные пошлины и отменен на 15 лет налог на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний, осваивающих месторождения Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия);
  • заключены российско-китайские соглашения о предоставлении «Транснефти» и «Роснефти» кредита на 25 млрд долл. сроком на 20 лет в счет долгосрочных поставок нефти в КНР. Ставка кредита не превысит 5 % годовых. Россия в свою очередь обязуется в течение 20 лет поставлять в Китай ежегодно 15 млн т нефти;
  • создана дополнительная система финансирования строительства нефтепровода ВСТО. Минфин России одобрил выпуск облигаций «Транснефти», выкупить которые должны государственные и частные банки.

Аппарат сетевых моделей позволяет выявить резервы времени для согласования инвестиционных намерений компаний и оценить требуемые федеральные и региональные дополнительные ресурсы для повышения интенсивности и результативности работ в реализации проектов компаний.

Предлагаемая методология может быть положена в основу разработки долгосрочной инвестиционной Программы крупномасштабных Мегапроектов освоения углеводородных ресурсов и использована государственными межведомственными комиссиями при Правительстве РФ, Минпромэнерго РФ, Минрегионразвития РФ и Федеральных округов как организационно- экономический механизм координации инвестиционных проектов-участников Программы.


Дата публикации: 08.01.2012

Похожие записи:

Страницы: 1 2 3

Последние публикации:

Наши информационные партнеры:

ИНТЕР РАО Изменения климата Объединенная энергосбытовая компания