Регулирование тарифов на электроэнергию
Регулируемые цены на электроэнергию постепенно уходят в прошлое. Станет ли от этого лучше потребителю электроэнергии?
Монополизм и справедливость. На свободных конкурентных рынках цена товара по определению является справедливой, так как она устанавливается объективным соотношением спроса и предложения в отдельных сегментах рынка, заданных различиями качественных характеристик, объемов и способа поставки, сезонности и т.д.
Однако в хозяйственной жизни неизбежно находится место таким областям оборота продукции или услуг, в которых конкуренция ограничена или подавлена как вследствие субъективных факторов, так и благодаря объективно сложившимся условиям потребления или хозяйствования. И хотя в экономической науке вопрос о происхождении монополий является дискуссионным (ряд ученых отрицает естественный характер образования монопольных сфер обмена), а в нашей стране многие из них исторически обусловлены и поэтому заведомо не могут считаться неотъемлемой особенностью национальной экономики, сами монополии, в свою очередь, являются объективным фактом хозяйственной жизни. Следовательно, в рыночной среде неизбежно образуются инородные ей зоны, где конкурентные, справедливые законы ценообразования не действуют, где цена, в отсутствие государственного регулирования, может произвольно диктоваться покупателю продавцом, не испытывающим воздействие рыночных факторов. В таких обстоятельствах только нормативное ограничение свободы субъектов рынка может обеспечить покупателю справедливые ценовые условия доступа к благам, которые контролируются монополистом, а для иных потребителей и вовсе составляет необходимое условие получения такого доступа. С дугой стороны, не вызывает сомнения, что вмешательство государства в отношения продавца и покупателя будет эффективным лишь тогда, когда оно учтет и экономически обоснованные интересы монополиста: его затраты на производство, транспортировку, другие инфраструктурные расходы, амортизационные отчисления на ремонт и замену средств производства, налоговые и другие обязательные платежи.
Усилия государственных органов по регламентации ценообразования в монопольных сферах хозяйства воплощаются в обязательных для монополиста тарифах, или ценовых ставках на его продукцию или услуги.
Грани свободы. Все сказанное выше о монополиях применимо к электроэнергетике. Или, во всяком случае, было применимо до недавнего времени. Реформа отрасли, вступившая сейчас в решающую фазу, когда решается вопрос об ее успехе, привела к разделению ранее единого – и монопольного – электроэнергетического хозяйства на два сектора, разнородных по уровню допущения в них конкуренции. Производство и сбыт электроэнергии будут существовать по свободным законам рынка, а передача электроэнергии и диспетчеризация останутся монополией государства. Действующее законодательство не разрешает энергосбытовой организации заниматься деятельностью по передаче электроэнергии, а сетевой организации – деятельностью по ее купле-продаже (то есть сбыту). Для того, чтобы исключить ситуацию, при которой вследствие капризов рыночной конъюнктуры потребителю не удалось договориться об условиях договора энергоснабжения ни с одним из поставщиков, в каждом из регионов страны будет действовать так называемый гарантирующий поставщик – особый субъект рынка, который будет подчиняться правилам гражданского законодательства о публичном договоре, т.е. будет обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, причем на заранее известных, одинаковых для всех потребителей условиях.
В настоящий момент переход к свободным, нерегулируемым ценам в «конкурентных секторах» уже начался. Базовые принципы его осуществления предусмотрены в ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» № 36-ФЗ. Однако, в соответствии с принятыми Правительством решениями, этот переход будет постепенным (о его темпах высказываются различные мнения) и неравномерным для отдельных групп потребителей.
Прежде всего, сразу отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства 31 августа 2006 года № 530 в пункт 62 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» по вопросам функционирования розничных рынков в переходный период, население оплачивает фактически потребленные объемы электрической энергии (мощности) по установленным тарифам. Соответствующее положение предусмотрено и в пункте 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных тем же Постановлением Правительства.
Во-вторых, все поставщики электроэнергии, согласно пункту 106 Правил, к потребителям которых (в том числе или исключительно) относится население, обязаны поставлять всем своим потребителям электроэнергию по регулируемым ценам в объемах, определяемых в особом порядке, который оговорен в пункте 4 Правил со ссылкой на Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода. И лишь те энергосбытовые организации, к потребителям которых не относятся граждане, вправе (п. 107 Правил розничных рынков) поставлять весь приобретаемый ими на оптовом рынке объем по нерегулируемым ценам, в соответствии с условиями свободно заключаемых гражданско-правовых сделок.
В-третьих, объем поставок по нерегулируемым ценам для поставщиков, в числе потребителей которых имеются граждане, в течение переходного периода реформирования отрасли будет возрастать не более чем на 5-10% в год по отношению к объему прогнозного потребления электроэнергии. Согласно пункту 50 Правил оптового рынка электрической энергии, точные показатели минимального и максимального объемов продаж электрической энергии по регулируемым ценам будет ежегодно определять Правительство при формировании очередного федерального бюджета долями от объема производства (потребления) электрической энергии (соответствующие предложения поручено разрабатывать Минэкономразвития по согласованию с рядом других профильных министерств). Превышение прогнозных показателей потребления также будет покрываться поставками по рыночной цене. И при этом в 2007 году только 5 % объемов электроэнергии от прогнозного потребления будет поставляться по нерегулируемым ценам, а 95 % — в соответствии с тарифами.
Так определяется граница (и динамика ее изменения) между регулируемыми и нерегулируемыми рынками. Соответственно различной будет и правовая политика в отношении ценообразования в отрасли.
Ценообразование на электроэнергию, или диалектика переходного периода.
Казалось бы, для нерегулируемых рынков электроэнергии цена вовсе должна перестать быть предметом правовой регламентации. Ведь такие рынки, как говорилось в начале статьи, сами устанавливают справедливую цену на продукцию, которая на них обращается. Именно такой режим определения цены является органичным для свободных гражданско-правовых отношений, в которых участвуют стороны, не стесненные каким-либо ограничением воли. Более того, цена не является даже существенным (т.е. подлежащим обязательному согласованию) условием ни «общего» договора купли-продажи, ни его разновидности – договора энергоснабжения.
И тем не менее, на нерегулируемых рынках будут продолжать действовать ограничения ценообразования. Дело в том, что в соответствии с концепцией либерализации розничных рынков конкурентная розничная цена на электроэнергию должна отражать постепенную либерализацию цен на оптовом рынке. Поэтому, как уже говорилось выше, расширение объема электроэнергии, поставляемой потребителям по нерегулируемым ценам на розничном рынке, будет определяться повышением квоты отпуска оптовых цен, ежегодно определяемых Правительством. Что же касается платы за передачу электроэнергии, иные обязательные услуги и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, то они по-прежнему подлежат тарификации. Получается, что лишь рыночная цена электроэнергии на оптовом рынке (в той его доле, в которой Правительством допускается торговля по нерегулируемым ценам для данного года) будет единственной непостоянной составляющей себестоимости поставки. Впрочем, с учетом того, что любой конкурентный рынок рано или поздно устанавливает справедливую, объективную цену на товар, стоимость приобретения на оптовом рынке, а соответственно и цена сбыта электроэнергии потребителям, в конечном счете, станут предсказуемыми. Многие специалисты, имея в виду перечисленные обстоятельства продажи электроэнергии по нерегулируемым ценам, полагают, что конкуренция между энергосбытовыми организациями будет складываться не столько в области ценовой конъюнктуры, сколько в сопутствующих услугах и условиях поставки электроэнергии.
На ином, разумеется, подходе строится правовой режим ценообразования на регулируемом рынке электроэнергии. Начнем с того, что все компании, продающую электроэнергию по тарифам, обязаны осуществлять раздельный учет показателей деятельности, связанных со сбытом электроэнергии и ее передачей. Это важная гарантия «прозрачности» ценообразования и, следовательно, справедливости устанавливаемых государством тарифов. Отметим, что для организаций, реализующих электроэнергию гражданам, раздельное указание в счетах стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии, является обязательным условием лицензирования.
«Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, предусматривают несколько возможных принципов (методик) расчета тарифов. Это метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
В соответствии с п. 16 «Основ», при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, или, используя определение валовой выручки в Основах, «экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования». Регулирующие органы обязаны игнорировать экономически необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. И, напротив, в Основах ценообразования заложен механизм стимулирования этих организаций на проведение мероприятий по сокращению своих расходов. В течение двух лет после окончания окупаемости расходов на такие мероприятия уровень сокращенных расходов учитывается при определении тарифов на прежнем уровне, как будто бы они и не были снижены. Ст. 19 Основ перечисляет группы расходов, которые включаются в необходимую валовую выручку. При расчете регулируемых тарифов (цен) с использованием метода экономически обоснованных расходов валовая прибыль должна соответствовать экономически обоснованному уровню доходности инвестированного капитала организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Метод индексации предполагает изменение ранее утвержденных тарифов с учетом различных факторов, перечисленных в ст. 37 Основ. Среди них сокращение расходов организаций, повышение цен на топливо, отклонение объемов производства от прогнозных, расширение программы капиталовложений и другие изменения в бюджете организаций. Именно метод индексации будет применяться, в соответствии с изменениями, внесенными в Правила оптового рынка электрической энергии Постановлением Правительства № 529 от 31 августа 2006 г., начиная с 2008 года (пункт 64 Правил).
Расчет тарифа на розничных рынках – т.е. тех, на которых электроэнергию покупают ее потребители, — должен осуществляться по следующей схеме. Тарифы определяются региональными органами по регулированию тарифов в пределах минимального и (или) максимального уровня тарифов на электрическую энергию и мощность, установленных Федеральной службой по тарифам при разработке бюджета на очередной год. При этом тариф на электроэнергию должен складываться из средней стоимости электроэнергии, приобретаемой на оптовом рынке по регулируемым ценам, суммы тарифов на обязательные услуги, стоимость услуг по передаче электроэнергии в соответствии заключенным договором и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФСТ. Отметим, что величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика может дифференцироваться по группам (категориям) потребителей. При расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Тенденции. Выше уже говорилось о том, что по вопросу о динамике либерализации цен специалистами высказываются разные мнения. Но реальная перспектива энергодефицита, за которым стоит мощный скачок энергопотребления, наблюдаемый два последних года, и вместе с тем дефицит дешевого топлива (добыча газа в стране не растет, а кое-где и сокращается), являются лучшим оппонентами популистов и страхов перед возрастанием инфляции. Не менее важная проблема – бедственное состояние основных фондов российской электроэнергетики. Сдерживающее влияние этих факторов на темпы экономического роста стало настолько очевидным, что на заседании Правительства 30 ноября 2006 года было принято решение о сокращении периода либерализации и одновременно о резком повышении темпов роста тарифов на газ и на электроэнергию.
Национальная Ассоциация Потребителей Электроэнергии в целом поддерживает это решение, так как отдает отчет в том, что справиться с нарастанием энергодефицита, который ощущают уже многие потребители, энергетики в нынешних условиях смогут только при наличии на рынке достаточного количества топлива для электростанций. Поэтому возрастание тарифов на газ, а следовательно, и на электроэнергию, неизбежно. Кроме того, необходимо понимать, что при удорожании газа генерирующие компании получат стимул для замены устаревшего и малоэффективного оборудования (сжигать дорогой газ на таком оборудовании станет невыгодно). Впрочем, модернизация электроэнергетики и неминуемый вопрос о включении расходов на нее в тарифы – это проблемы, которые волнуют потребителя не только в связи с повышением эффективности генерации. Состояние основных фондов российской электроэнергетики оценивается как критическое. Это порождает многочисленные технологические отключения, аварии, серьезно снижает уровень энергетической безопасности потребителя. Кроме того, при таком положении дел многие сбытовые организации не в состоянии получить обязательный для целей своей деятельности сертификат соответствия качества подаваемой ими электроэнергии, поскольку испытания электроэнергии дают отрицательный результат. Лицензия на осуществление деятельности по реализации электроэнергии гражданам также оказывается для таких организаций недоступной, т.к. сертификация образует обязательное условие лицензирования. Национальная Ассоциация Потребителей Электроэнергии уверена в том, что переоснащение основных фондов российской электроэнергетики отвечает коренным интересам потребителя. Решение этой задачи окажется не только непосредственным благом для отдельных потребителей; устойчивое и надежное энергоснабжение имеет значение ключевого фактора в системах жизнеобеспечения, так что положительный эффект для потребителя в данном случае будет носить и опосредованный характер. Включение в тарифы расходов на модернизацию основных представляется нам необходимой и безотлагательной мерой.
В НАПЭ убеждены, что российский потребитель электроэнергии, особенно крупные промышленные предприятия, уже давно созрел для роли полноценного участника рынка электроэнергии, на котором заключение договора и определение его условий зависят только от свободного усмотрения сторон. В то же время, при переходе к свободным ценам и сопутствующем выравнивании тарифов с нерегулируемыми ценами должно учитываться различие в положении потребителей. Дефицит мощности вследствие недостатка топлива, износа основных фондов и других факторов, преодолеть которые позволит повышение цен, оборачивается негативными последствиями, прежде всего, для промышленного сектора экономики. Ограничение энергопотребления сдерживает развитие производства, не позволяет в достаточной мере раскрыть инвестиционный потенциал реального сектора экономики. Поэтому справедливо было бы распределить повышение тарифов между различными группами потребителей таким образом, чтобы тарифы для населения выросли в меньшей пропорции, чем тарифы для промышленных абонентов.
Тариф на час. Регулируемые цены на электроэнергию постепенно уходят в прошлое. Станет ли от этого лучше потребителю электроэнергии?
Дата публикации: 07.12.2011
Похожие записи:
- С прицелом на рейтинг региона
- Газпром вместо Чубайса
- Реформа РАО с точки зрения потребителя
- Методы исследования бизнеса. Особенности исследования методом фокус-групп
- Компания «Ривер Груп» приступила к монтажу металлоконструкций для проекта «Арктик СПГ 2»
- Когда проводится экспертиза промышленной безопасности?