Методы исследования бизнеса. Особенности исследования методом фокус-групп
Анкетирование- наиболее распространенный способ исследования в бизнес-среде. Оно относительно несложное в сборе и анализе данных и предоставляет релевантную, достоверную информацию, поэтому компании не задумываются о применении иного метода исследования. Не менее эффективным методом является фокус-группа. Однако, оно намного сложнее в организации и анализе данных, потому что данные носят качественный характер. Но именно качественные данные могут ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?».
Метод фокус-групп имеет ряд особенностей, которые необходимо знать и учитывать, поскольку именно от них зависит грамотность проведения исследования.
1. Тема исследования
Метод фокус-групп предполагает спор, в котором раскрывается весь спектр мнений. С этим связана первая особенность, смысл которой заключается в том, что тема исследования для фокус-группы должна быть дискуссионной, носить проблематичный характер либо содержать вопрос. Также тема должна быть актуальной.
Чтобы раскрыть ее, необходимо задавать правильные вопросы. Это вопросы на размышление и определение мнения. Вопрос, который подразумевает односложный ответ, не подойдет.
2. Участники, их количество и характеристики.
Следующая особенность касается состава и качественных характеристик групп. Состав одной группы не должен превышать 12 человек, в противном случае группы будут слишком большими, и некоторые участники смогут просто «отсидеться». Считается, что в маленькой группе человек охотнее захочет высказаться. Рекомендуемое число людей на фокус-группу -8.
Число человек должно быть четным, поскольку условно участники группы делятся на две стороны по разным факторам. Руководители и сотрудники, студенты и преподаватели, представители отдела продаж/маркетинга и IT-подразделения. Вот некоторые примеры условных разделений групп.
Участники группы не должны работать в сфере, о которой будет строиться дискуссия. Задачи исследования: привнести новые идеи, взглянуть по-другому на ситуацию. Избитые идеи и уже стереотипное мышление специалистов не привнесут ничего нового в исследование.
Несмотря на то, что участники должны быть не профессионалами в теме исследования, они должны быть в ней заинтересованы, как минимум. Участникам следует знать предмет исследования, возможно, иметь с ним дело. В фокус-группе о инновациях в недвижимости могут принять участники, которые желают приобрести жилье, и те, кто живут в «хрущевках». Первые, стараясь приобрести хорошее жилье для себя, изучают новинки в этой индустрии. А вторым есть что сказать, потому что они имеют опыт проживания в старом жилье и понимают, что таким домам не хватает.
3. Участие координатора
Координаторы следят за тем, чтобы участники исследования не перешли на другую тему, чтобы не возник конфликт в процессе дискуссии, за тем, чтобы все участники высказывали свое мнение. Старается по максимуму получить информацию от участников, для этого координатор задает уточняющие вопросы. Цель координатора- получить больше релевантной информации.
4. Наблюдение за процессом (аудио-, видеосъемка)
Главной особенностью фокус-группы является сопровождение процесса исследования аудио- либо видеосъемкой. Съемка необходима для дальнейшего анализа. Анализ координирования дискуссии со стороны модератора, уместности и четкости его уточняющих вопросов, психологической атмосферы в группах и т.д. Съемка восполняет ответы, которые были не зафиксированы.
Предпочтение отдается видеосъемке, потому что она воспроизводит речь и изображение. Изображение нужно для рассмотрения психологического состояния участников, их модели поведения в дискуссии.
Дата публикации: 29.03.2021
Похожие записи:
- Компания «Ривер Груп» приступила к монтажу металлоконструкций для проекта «Арктик СПГ 2»
- Когда проводится экспертиза промышленной безопасности?
- Зачем нужен аудит промышленной безопасности
- Производительная современная касса – незаменимое устройство для любой торговой точки
- Методы взыскания долгов
- Казахстан: нефть и мечты