Охлаждение упаковок льдом
Традиционным методом охлаждения является упаковка мелко наколотого льда или ледяных хлопьев вместе с продукцией. Этот метод имеет особую ценность при отгрузке продукции транспортом, не имеющим систем охлаждения. Лед часто добавляют в коробки с цветами, потому что в большинстве случаев цветы доставляет государственная или частная почтовая служба. Кроме того, он позволяет поддерживать высокую влажность в коробке и сводит до минимума потери влаги после того, как продукт охладится до нужной температуры.
Для быстрого охлаждения льдом необходимо, чтобы он контактировал с большей частью продукта. Простая засыпка в верхнюю часть коробки с продукцией (этот метод еще называют созданием ледяной крыши) не обеспечивает быстрого охлаждения. Эффективным способом равномерного распределения внутри упаковки является впрыскивание взвеси льда и воды. Этот метод называют также охлаждением жидким льдом или впрыскиванием. Взвесь льда и воды с добавлением небольшого количества соли, чтобы она не замерзала, закачивают через прорези-ручки в коробку из транспортного картона с восковой пропиткой. Взвесь растекается внутри коробки, лед заполняет пустое пространство, а вода постепенно вытекает. Взвесь можно впрыскивать инжектором вручную либо автоматически.
При использовании автоматизированной системы чиллеров требуется всего 3-4 минуты, чтобы равномерно заполнить льдом палет с коробками.
Хлопьевидный или колотый лед можно вырабатывать прямо в упаковочном цехе, используя существующее промышленное оборудование различного типа. Как правило, он вырабатывается непрерывно и хранится в специальном расходном бункере, чтобы система охлаждения могла работать в полную мощность только в те часы, когда действуют невысокие льготные тарифы на электричество. Если сезон охлаждения короток, а потребность во льде составляет всего несколько тонн в день, часто более экономичным решением является покупка целыми глыбами с доставкой на дробилку, которая находится в цеху. Оборудование для производства жидкого льда существует в мобильном варианте, поэтому некоторые компании предпочитают арендовать такое оборудование и доставлять его на объект по мере необходимости.
Хладотворная способность льда составляет 335 КДж/кг, поэтому он охлаждает продукцию в 3 раза большего веса примерно на 28°С. Однако промышленные системы впрыскивания требуют гораздо больше льда, чем его нужно для охлаждения продукта. Например, в ящик брокколи весом 9 кг нетто необходимо загрузить около 14,5 кг произведенного льда. Чуть более 3 кг из этого количества будет использовано для охлаждения брокколи, еще 4,5 кг растает при перевозке, а 5,5 кг нужно для компенсации тепла от инжекторного оборудования. При этом покупатель ожидает найти в доставленном ящике не менее 4,5 кг льда. Высокая потребность в нем делает охлаждение неэффективным по энергозатратам и дорогостоящим методом охлаждения.
Кроме того, данный метод имеет ряд других недостатков. Вес льда сокращает объем продукции, которую можно перевезти в грузовом автомобиле. Его использование предполагает дополнительные затраты на приобретение водостойкой тары. При смешанной загрузке грузовика вода, образующаяся от таяния, может подмочить соседние коробки, не являющиеся водостойкими, а на складах вода является источником повышенного риска с точки зрения безопасности труда. А при отгрузке авиатранспортом вода вообще не должна вытекать из коробки.
Некоторые из указанных недостатков можно снять, если использовать лед не для охлаждения, а только для поддержания низкой температуры во время перевозки. При упаковке цветов часто используют герметичные пластиковые пакеты со льдом, из которых не вытекает вода. Его помещают в коробку во время упаковки, после чего коробку можно охлаждать дутьевым методом. После охлаждения вентиляционные отверстия в коробке закрываются.
Дата публикации: 03.10.2012