Кто придет на замену импортерам?
Прошедшая неделя ознаменовалась достаточно ощутимым снижением розничных цен на дизельное топливо. Такое удовольствие всем нам, конечным потребителям, сделали менеджеры практически всех сетей автозаправочных станций. Однако, особенно отличилась группа «Приват», в сетях которой дизель одномоментно «сбросил» целых 30 коп. на каждом литре. Согласитесь, существенное ослабление для рядового украинский, вынужденного все тщательнее считать каждую копейку.
Вместе с тем, последняя семидневка принесла и другие новости. И наиболее важным среди них стало заявление о возможности введения пошлин на импорт нефтепродуктов. А последние новости из таможни свидетельствуют о все возрастающие аппетиты государства, которое стремится откусить от топливного пирога можно жирнее кусок …
Цены на дизельное топливо сегодня демонстрируют стабильную нисходящую динамику. Способствует этому как ценовая ситуация в Европе, так и внутренние факторы. Так, по данным ценового мониторинга НТЦ «Психея», цистерне партии дизеля подешевели в Украине за последние 30 дней на 7,4%, бензовозные — на 6,1%. Средняя же цена импортных предложений в данном сегменте рынка упала с начала мая на 8,3%. В рознице это дало снижение за последний месяц в среднем по рынку на 0,9% — до 9,84 грн. / л.
При этом, источники в сбытовых компаниях считают, что из-за продолжающегося снижения цен на мировом рынке, топливо в Украине есть еще существенный потенциал для удешевления. Единственным сдерживающим фактором остается закон о плавающем акциз — неизвестно, насколько вырастет налог. Кроме того, по словам участников рынка, последнее время начали возникать определенные проблемы в процессе таможенного оформления нефтепродуктов, в связи с чем возникает впечатление, что таможня искусственно тормозит процесс, ожидая новых, повышенных ставок акциза.
Однако, ситуация, при которой основным ресурсным источником поставок топлива на внутренний рынок остается именно импорт, а из шести отечественных нефтеперерабатывающих заводов сейчас работает только один — Кременчугский, все больше беспокоит наших чиновников. И не только их. По последним данным, рынком нефти в Украину не на шутку заинтересовался не кто не будь, а сам Дмитрий Фирташ. Так, с интересами именно этого одиозного украинского олигарха связывают появление на прошлой неделе заявлений министра экономического развития и торговли Петра Порошенко о возможном возобновлении взимания импортных пошлин на нефтепродукты в Украине. Главная цель возвращения к такой практике — «стимулирования внутренней нефтепереработки».
Таким образом, прошедшую неделю принес надежду на возобновление переработки в Украине. Говорить об этом стало возможным именно после того, как о своем намерении купить нефтеперерабатывающий завод в Украине заявил Фирташ. Признав, что сегодня нефтеперерабатывающая отрасль в Украине находится в состоянии упадка, бизнесмен сообщил о том, что возглавляемая им Федерация работодателей Украины обратится к Кабинету министров с письмом о необходимости создания надлежащих условий для развития нефтепереработки и нефтехимии в Украине.
Как видим, украинские чиновники умеют очень быстро реагировать на инициативы таких уважаемых людей, как Дмитрий Фирташ. Уже в среду о недопустимости сохранения зависимости страны от импорта заявляет П.Порошенко. По словам министра, пока наблюдается резкое снижение цен на нефть на мировых рынках и отсутствует соответствующая коррекция цен на топливо на внутреннем рынке, стоит серьезно задуматься о защите наших нефтеперерабатывающих предприятий и возврата к взиманию импортных пошлин. Это, по его убеждению, позволит загрузить украинские НПЗ и сделает цены на нефтепродукты более стабильными.
Дата публикации: 22.06.2012