Инфраструктура России. Проблемы и пути их решения
Инфраструктура — комплекс объектов необходимых для эффективного функционирования экономики и общества. Это дороги, линии электропередач и телефонные линии, порты, парк самолетов и другое. Основополагающей функцией инфраструктуры является обеспечение непрерывного цикла производства и его связи с потребителем. Неразвитая инфраструктура замедляет реализацию крупных инвестиционных средств, влияет на приток иностранных инвестиций и внебюджетных средств, тормозит развитие экономики.
Формирование и поддержание инфраструктуры России на должном уровне всегда имело определенные трудности. В период советской власти она финансировалась по остаточному принципу. Но и сейчас, в современных рыночных условиях, не многое изменилось. Собственники крупных предприятий не спешат влаживать деньги в общественную инфраструктуру, которая не имеет непосредственного отношения к их производственному циклу. Поэтому финансовые средства в эту сферу поступают только из бюджета и в недостаточном количестве.
Объекты, построенные в советское время, стареют, изнашиваются и требуют модернизации.
Например, поверхностный ремонт незначительных отрезков автомобильных и железных дорог не является решением всех транспортных проблем, и необходима разработка и реализация новых программ по повышению работоспособности транспортной системы.
Продолжаются инвестиции в портовую инфраструктуру. Нехватка высокотехнологичных и специализированных комплексов, недостатки авто- и железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам, излишние транспортные издержки, нерациональное задействование мощностей — это неполный список недостатков, которые требуют устранения. Так как развитие морских портов оказывает влияние на конкуренцию на рынке, экономический рост территориальных образований, развитие предпринимательской деятельности, приток инвестиций, развитие инновационных технологий, необходима разработка методов решения данных проблем и их устранение. Посредством морского транспорта обеспечивается 60% связей Росси во внешней торговли.
Главная проблема железнодорожных перевозок — нехватка мощностей, ограниченная пропускная способность. Что ведет к недополучению прибыли государством, ограничивает рост экономики.
По оценкам ЦМИ Сбербанка, ежегодный спрос на инвестиции в дорожное строительство будет составлять в среднем 5 триллионов рублей, тогда как сумма этих расходов со стороны бюджета ниже более чем в 10 раз.
Проблема недофинансирования инфраструктуры требовала принятия незамедлительных решений. Были приватизированы и отданы в частную собственность электроэнергетика, телекоммуникации, порты и аэропорты.
В 2012 году инвестиции государства в инфраструктуру составят лишь 2.5 %. Значительное улучшение и развитие инфраструктуры за счет бюджета невозможно. Все чаще поднимается вопрос о необходимости строительства частных объектов в электроэнергетике, морском и трубопроводном транспорте и других отраслях, о необходимости создания частных автомагистралей.
Однако тесное и эффективное сотрудничество государства и частного бизнеса все еще требует некоторых изменений в законодательстве, принятии таких нормативных актов, которые минимизировали бы риски в связи с изменениям бюджетного законодательства, и риски невыполнения государством своих финансовых обязательств, которые возникают при долгосрочном сотрудничестве. Возникает необходимость законодательно оформить процесс финансирования объектов и возврата инвестору вложенных в данные объекты средств. Необходимы гарантии государства при долгосрочном сотрудничестве. Партнерство будет возможно только при равноценном распределении рисков, обязательств и полученной прибыли.
Дата публикации: 25.12.2012