Требования безопасности плотин и их соблюдение в проектах развития и функционирования гидроэнергетики
Отсутствие научно-обоснованной «Схемы комплексного гидроэнергетического использования рек бассейна р. Енисей» (современной «ГОЭЛРО»), опережающей проектирование отдельных ГЭС, приводит к принятию несогласованных между собой, противоречивых технических решений. Например, мост через реку Ангару у с.Ярки, запланированный Программой по развитию Нижнего Приангарья, после создания Мотыгинской ГЭС окажется мостом через Мотыгинское водохранилище на участке, где неизбежны процессы переформирования берегов и образование заторов льда.
Энергоснабжение регионов Восточной Сибири осуществляется в основном за счет энергии, вырабатываемой на АЕК ГЭС, что обусловливает его высокую зависимость от изменчивых гидрологических условий.
Проблема обеспечения безопасности плотин Ангаро-Енисейского каскада ГЭС (АЕК ГЭС), строящейся Богучанской ГЭС и проектируемых ГЭС в бассейне Енисея имеет особую остроту.
Максимальные расходы половодий и паводков за последние 30 лет увеличились в результате глобального изменения климата, вырубки лесов, а паводковые уровни повысились еще дополнительно за счет уменьшения пропускной способности русел рек в связи с застройкой прирусловых участков поймы и заторно-зажорных явлений.
В этих условиях для обеспечения безопасности ГТС должны быть пересчитаны схемы безопасных пропусков высоких вод через ГТС и увеличены резервные емкости водохранилища. Согласно СНиП 33-01-2003 0 пропуск поверочного стока 0,01 % (повторяемостью 1 раз в 10000 лет) должен осуществляться при не превышении ФПУ (форсировочного подпорного уровня), а пропуск стока вероятностью превышения 0,1 % (повторяемостью 1 раз в 1000 лет) при не превышении НПУ (нормального подпорного уровня).
В практике регулирования уровнями наполнения и сработки водохранилищ Ангаро- Енисейского каскада ГЭС в погоне за прибылью, в нарушении требований безопасности собственники ГЭС практикуют очень частые наполнения водохранилищ до ФПУ.
Так, превышение уровня Байкала над НПУ практикуется каждые 2-3 года, в некоторые годы продолжительностью стояния до четырех месяцев.
В результате форсировок уровня водохранилищ из-за отсутствия резервных емкостей на случай катастрофического притока воды, чрезвычайные ситуации с наводнениями в нижних бьефах АЕК ГЭС в последние два десятилетия участились, увеличились техногенные нагрузки на экосистемы территорий. Алгоритма принятия решений по управлению функционированием действующих ГЭС АЕК в соответствие с современными требованиями обеспечения безопасности ГТС и окружающей среды до сих пор нет.
По заказу Федерального агентства водных ресурсов в 2006-2007 гг. ФГУП «Центр Регистра и Кадастра» разработал проект «Правил использования водных ресурсов водохранилищ Ангаро- Енисейского каскада ГЭС: оз.Байкал и Иркутсткого водохранилищ Саяно-Шушенского гидроэ- нергокомплекса (Саяно-Шушенского и Майнского) и Красноярского водохранилища». Однако, эти Правила не отвечают современным требованиям гидрологической безопасности, не прошли согласование с основными водопользователями и региональными органами власти.
Отсутствие согласованной и эффективной политики в области управления водопользованием и гидроэнергетическим использованием водных ресурсов Ангаро-Енисейского каскада ГЭС, оз. Байкал представляет собой реальную угрозу безопасности окружающей среды.
Действующее законодательство предоставляет органам государственной власти реальные и жесткие рычаги правового и экономического воздействий на собственников ГЭС, эксплуатирующих водные ресурсы с нанесением ущербов окружающей среде. При нарушении требований безопасности, отсутствии обосновывающих документов их хозяйственная деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Необходимо срочно организовать работу по приведению проектов развития и функционирования ГЭС АЕК в соответствие с требованиями технического регулирования безопасности ГТС: пересчету параметров максимального стока рек в створах гидроузлов, обеспечению безаварийного пропуска паводков, и повышению уровня защиты населения от последствий, возникающих при разрушении плотин. Необходимо разработать и принять нормативные акты, регламентирующие режимы хозяйствования в зоне затопления и подтопления.
Дата публикации: 11.12.2011
Похожие записи:
- Нетрадиционные способы управления селективным водозабором
- Оценка соответствия проекта богучанской гэс требованиям гидрологической безопасности
- Проблемы развития энергетики и безопасность гидротехнических сооружений красноярского края
- Качественная водоподготовка и водоочистка в Москве от «ВОДЭКО»
- Методы докотловой обработки воды
- Выбор насосов для загородного дома
Страницы: 1 2