...энергетическая безопасность и прозрачность отношений в энергетике...


Электроэнергетика - это электрификация страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии.
Гидроэнергетика, раздел энергетики, связанный с использованием потенциальной энергии водных ресурсов.
Теплоэнергетика - это одна из составляющих энергетики, она включает в себя процесс производства тепловой энергии.
Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения энергии.

Поиск по сайту

Московское время



Опрос

Могут ли альтернативные источники энергии заменить АЭС?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Документы


Формирование мотивации к энергосбережению генерирующих компаний в современных условиях

23 ноября 2009 года Государственной думой был принят Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» Действие этого ФЗ распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Реализация закона требует разработки подзаконных актов и нормативных документов различного уровня от федеральных, региональных, отраслевых до уровня конкретных компаний. Но для этого необходимо мотивировать и управлять процессом энергосбережения на всех уровнях.

Управление деятельностью хозяйственных систем происходит с помощью административных и экономических методов управления. В первом случае желательное поведение управляемой системы достигается прямыми управляющими воздействиями — приказами, распоряжениями, плановыми заданиями и т.д. Во втором — за счет создания экономических условий, которые стимулируют желательное поведение управляемой системы. В настоящее время стоит задача применения указанных методов управления в отношении генерирующих компаний (ГК). Как в любом бизнесе, основная цель деятельности ГК — получение прибыли. Контроль расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на объектах генерации обеспечивается коммерческим и техническим учетом. Анализ эффективности расходования ТЭР предполагает сравнение с нормативами.

В условиях перехода на рыночные условия реализации электрической энергии и мощности и определения цены на рынке по замыкающим затратам, прибыльность ГК существенно зависит от структуры генерирующих мощностей. Объектом нашего рассмотрения являются ГК имеющие в своем составе электростанции, работающие на органическом топливе. По состоянию на данный момент ОГК-1, ТГК-1, ТГК-8 и ТГК-9 имеют в своем составе и ТЭЦ и ГЭС, но только в ТГК- 1 и ТГК-9 доля мощностей ГЭС может способствовать формированию цены на электрическую энергию, предопределяющую их прибыльность.

При обосновании управленческих решений в современном бизнесе используют анализ маржинального дохода. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого числа факторов. Для оценки эффективности работы электростанций ГК, в части реализации электрической и тепловой энергии, принят именно этот показатель. В основе определения величины маржинального дохода лежит деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные, таким образом, под маржинальным доходом понимается разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на её производство. Таким образом, оценка эффективности работы объектов генерации напрямую зависит от метода разделения затрат и от метода формирования тарифов по видам энергии. В настоящее время практически отсутствует единая для всех типов ТЭЦ методика разделения затрат по видам энергии. На старых ТЭЦ с паросиловыми установками, для которых были ранее разработаны нормативные документы, применяют прежнюю ОРГРЭСовскую методику с использованием метода частичной эксергии или физического метода. На ТЭС с ПГУ нет официальной методики, только рекомендуемая. Такое положение свидетельствует об отсутствии заинтересованности федерального уровня, уровня министерства в создании возможности проводить сравнительный анализ энергоэффективности работы ГК и конкретных объектов генерации.

После принятия ФЗ № 261 в ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» внесены изменения из которых следует, что поставки тепловой энергии (мощности) на объекты, введенные в эксплуатацию после 01.01.2010 года могут осуществляться на основании долгосрочных договоров «по ценам, определенным соглашением сторон. Государственное регулирование.по таким договорам не проводится». Энергоснабжающие организации могут теперь сами устанавливать тарифы на тепловую энергию. Такое положение не способствует мотивации энергосбережения и повышению энергоэффективности и при производстве и при передаче энергии. Более того, существующая система тарифообразования и неопределенности разделении затрат при когенерации вынуждает ГК скрывать свои потери ТЭР, так как они увеличивают маржинальный доход.

Нормирование, как инструмент управления энергоэффективностью, также потерял свою значимость. Теперь сами ГК разрабатывают и утверждают нормативные характеристики работы оборудования на своих объектах. Для проведения испытаний и определения оптимальных параметров работы основного оборудования электростанции в различных режимах не хватает квалифицированных специалистов, а федеральная структура, проверяющая и утверждающая разработанные нормативы, практически прекратила свою деятельность. Без системы нормирования технико-экономических показателей не может быть реализована и модель формирования заинтересованности персонала электростанций в энергосбережении.

В условиях противоречия управляющих воздействий и экономических условий, генерирующие компании, не заинтересованные в реализации энергосберегающих мероприятий по упомянутым выше причинам, фокусируют внимание контролирующих структур на единственный, но существенный фактор: строительство и реконструкция объектов с использованием замены устаревших паросиловых установок на парогазовые. Это происходит не в целях реализации программ энергосбережения, а, прежде всего, по причине крайней степени износа основных фондов и необходимости удовлетворения спроса по подключенным мощностям.

Основные выводы. Для формирования мотивации ГК к реализации энергосбережения необходимо:

  1. Разработать на федеральном уровне единую для всех типов электростанций методику разнесения затрат на тепловую и электрическую энергию. Следует идти по пути упро­щения. Например, по принципу отнесения всего сожженного топлива на электроэнергию, как в Финляндии, или по методу фиксации удельных расходов топлива на тепловую энергию.
  2. Использовать механизм тарифного регулирования не только для потребителей, но и для производителей энергии. Например, для ГК, не имеющих в своем составе ГЭС, практически невозможно осуществлять обновление и реконструкцию своих мощностей только за счет постоянной части тарифа — платы за мощность. Вследствие чего происходит вынужденная экономия на ремонтах и постоянных затратах. Это снижает надежность и энергоэффективность компании.
  3. Сформировать федеральную государственную структуру для проведения анализа и утверждения нормативных характеристик работы оборудования электростанций.
  4. Восстановить систему наладочных организаций. Целесообразно более активное участие региональных властей в их создании. Основанные по принципу саморегулируемых организаций (СРО), подконтрольные региональной власти, такие организации должны способствовать не только повышению энергоэффетивности ГК, но и надежной и безопасной эксплуатации энергообъектов.

Дата публикации: 05.02.2012

Похожие записи:

Последние публикации:

Наши информационные партнеры:

ИНТЕР РАО Изменения климата Объединенная энергосбытовая компания