Пьезогенераторы, как источники электроэнергии: есть ли у них перспектива?
Явление пьезоэлектричества открыли братья Джексон и Пьер Кюри еще в 1880-ом году. С того самого времени, пьезогенераторы получили обширное распространение в радио- и измерительной технике. В зависимости от направления преобразования энергии пьезоэлектрики делят на генераторы (прямое преобразование) и двигатели (обратное). По своей сути, термин “пьезогенераторы” описывает не результативность превращения, а лишь направление преобразования энергии.
В последнее время, инженеры и изобретатели заинтересовались явлением, которое связано с генерацией электричества при механическом воздействии. После этого, появилось множество открытий, которые доказывали возможность получения электроэнергии за счет утилизации уличного шума, движения волн и ветра, нагрузки, возникаемой от перемещения людей и машин и много другого. Но, на сегодня есть всего только пара случаев практического применения этой энергии.
Так, на станции метро «Марунучи» в Токио расположены пьезогенераторы в зале, где люди совершают покупку билетов. Так как пассажиров очень много, полученной энергии вполне достаточно для полноценного управления турникетами. В Лондоне, пьезогенераторы на дискотеке питают лампы. Кроме того, прочно вошли в обиход по всему миру пьезоэлектрические зажигалки. В настоящее время, почти все курильщики носят в кармане «электростанцию».
Так же, недавно было заявление о том, что успешно провели испытания систем получения энергии от движущегося автотранспорта. По данным израильских ученых из фирмы Innowattech, всего один километр автобана способен дать электромощность до 5 МВт. Эти ученые не просто сделали расчеты на бумаге, но и вскрыли несколько десятков метров полотна и установили свои пьезогенераторы.
Сначала мировое общество решило, что это настоящий прорыв в сфере альтернативной энергетики, но, к сожалению, до сих пор не известны все нюансы физических процессов, поэтому, делать какие-либо выводы пока рано.
Полный отчет о результатах эксперимента израильской компании на полотне автострады так и не появился. Тем не менее, фирма Innowattech заключила контракт на получении энергии с автострады Венеция – Триест.
Бытует версия, что эта маленькая компания является стартапом, а значит имеет очень высокий риск инвестиционного капитала. Ученые получили весьма скромные предварительные результаты, а вот основатели решили оправдать все потраченные деньги инвесторов и осуществили маркетинговый ход, то есть провели испытание с участием прессы. После чего, мир начал говорить об ошеломляющем успехе маленькой компании. Но, так никто до сих пор и не увидел мегаваттов дешевой энергии, что, естественно, беспокоит многих, а особенно инвесторов.
Рассматривая подобные проекты получения энергии от пьезоэффекта, вспоминается проект с гидроэлектростанцией, в которой турбины функционировали от влаги утренней росы, собранной с окрестных полей, а детального отчета тоже так и не последовало. Возможно, пьезоэлементы когда-то и станут альтернативными источниками электроэнергии в промышленных масштабах, но на сегодня доказательств их высокой перспективности просто нет.
Дата публикации: 28.06.2014